Золотые двадцатые. Часть VI: Грета Гарбо

 

„Что это за цивилизация, в которой женщины ходят с такими шляпами на голове!“ - взволнованно говорила Гарбо в роли Ниночки в одноименной комедии (единственной комедии, в которой когда-либо она играла). По сюжету фильма забавные шляпки в витринах заставили чопорную советскую комиссаршу влюбиться в шарм парижской жизни.

 

На протяжении своей карьеры Грета Гарбо носила шляпки всевозможных форм и размеров. Головные уборы стали ее визитной карточкой и c нарастанием популярности актрисы ее шляпки так же становились популярными. Как, например, берет, который в 1930-е годы актриса носила с макинтошем. Такое сочетание стало очень модным в свое время.

 

 Справа: Грета Гарбо и Мелвин Дуглас в фильме "Ниночка", 1939 год. Слева: берет и белый воротничок - визитная карточка Гарбо

 

Грета Ловиса Густафссон снялась в Швеции только в одном фильме, а вскоре ее наставник, режиссер Мориц Стиллер, взял ее с собой в Голливуд. Молодая, немного пухленькая девушка с выступающими зубами и гладкими волосами не очень-то понравилась руководителю Metro-Goldwyn-Mayer Луису Барту Майеру. Не смотря на это он пригласил молодую актрису в фильм „Поток“ ( 1926 год ). В этом же году Гарбо играет еще в романтической драме режиссёра Фреда Нибло „Соблазнительница“ и мелодраме „Плоть и дьявол“ ( режиссер Кларенс Браун ). Во всех этих фильмах мы видим Гарбо в образе femme fatal, которой присущ определенный изысканный стиль.

 

"Поток" - дебют Гарбо в Голливуде, 1926 год

"Соблазнительница", 1926 год

Сцена из "Соблазнительницы", 1926 год

Грета Гарбо и Джон Гилберт в фильме „Плоть и дьявол“,  1926 год

 

Дизайнеру по костюмам Андре-Ани пришлось нелегко в работе с Гарбо. „Она отказывается от меха, шпилек, бархата и показывается на публике в одежде со своеобразными воротничками и коротких юбках,“-жаловался он. Когда совместная работа стала невозможной, Андре-Ани заменили на Гилберта Кларка, который одел Гарбо для „Таинственной леди“ ( 1928 год, режиссер Фред Нибло ). Актриса тоже была недовольна его работой и заперлась в своей гардеробной, пока ей не принесли другой наряд, совпадавший с ее вкусом.

 

Грета Гарбо и Адриан

 

Без сомнения Гарбо была капризной дамой, но ее художники по костюмам ничего не имели против этого и ей вечно потакали. Пока не появился Адриан (Адриан Адольф Гринберг)-живая легенда Голливуда. И тогда он показал, на что способен. В его послужном списке были уже костюмы для звезды немого кино Рудольфо Валентино в фильме „Орёл“ (вольная экранизация «Дубровского» Пушкина) 1925 года режиссера Кларенса Брауна.

 

Совместная работа началась в 1928 году и закончилась только в 1941 году, когда Адриан ушел из MGM и, когда Гарбо окончательно завершила свою кинокарьеру.

 

Адриан описывал стиль Гарбо следующими словами: „Less is more“, меньше - больше. В работе с Гарбо он полностью отказался от бесполезных украшений на одежде.

 

В фильме „Женщина дела“ (1928 год, режиссер Кларенс Браун), на съемках которого художник по костюмам и актриса впервые сотрудничали, Гарбо держит руки глубоко в карманах своего полупальто с широким воротником. Такого публика еще не видела! Чем менее гламурным был наряд Гарбо, тем гламурей в итоге она смотрелась. Адриан хотел подчеркнуть с помощью опорной линии красоту и элегантность актрисы.

 

Головные уборы Гарбо

 

Гарбо обладала достаточно посредственной фигурой. Актриса не могла похвастаться ни тонкой талией, ни пышной грудью, поэтому корсеты и декольте не подходили ей. Но ее лицо было завораживающе красивым. Поэтому задачей Адриана было направить внимание зрителя именно на самую выигрышную часть ее тела. Этого он достиг при помощи использования различных шляп. Другой хитростью Адриана было подобрать подходящие воротнички на одежде, которые отражали бы свет на лице Гарбо. Адриан восторженно говорил: „Стиль Гарбо - это нечто неожиданное“.

 

В фильме "Вдохновение", 1931 год

Грета Гарбо и Джон Гилберт в фильме "Женщина дела", 1928 год

 

Одна из шляп, которая так удачно была подобрана Адрианом для фильма „Роман“ ( 1930 год, режиссер Кларенс Браун ) прославилась тем, что ее копии продавались в эксклюзивных магазинах на Пятой авеню. MGM даже пошли дальше: компания начала продавать копии головных уборов Гарбо, чтобы поднять популярность своих фильмов. Возможно, актриса была не в восторге от подобного маркетингово хода и этим можно обьяснить ее тягу со временем к историческим ролям. В любом случае ее „протест“ не был успешен, так как даже своеобразный четырехугольный воротник в стиле XVII века, который она носила в фильме „Королева Кристина“ (1934 год, режиссер Рубен Мамулян) стал хитом продаж в торговых магазинах сети Macy’s.

 

Справа: „Роман“, 1930 год. Слева: "Королева Кристина", 1933 год

 

Пожалуй, характер Гарбо можно хорошо понять по фразе, которая прозвучала при уходе Адриана: “Мне жаль, что Вы уходите, но мне никогда не нравились костюмы, в которые Вы меня одевали“. И это после 20 лет успешной совместной работы!

 

Едкая, колкая, надменная, но имеющая право быть таковой, Гарбо всегда будет занимать почетное место в списке выдающихся фигур кинематографа 20-х годов.

 

 

Перевод и оформление pooohl

 

Источник: Véronique Le Bris „Mode im Kino“